
Программа развития
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №26 г. о. НАЛЬЧИК, КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НАЛЬЧИК, 2011
|
С О Д Е Р Ж А Н И Е
РАЗДЕЛ I - Введение
РАЗДЕЛ II - Информационная справка
РАЗДЕЛ III - Аналитико-прогностическое обоснование
РАЗДЕЛ IV - Концепция желаемого будущего состояния школы
РАЗДЕЛ V - Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние
РАЗДЕЛ I. Введение.
Краткая аннотация Программы.
Программа развития Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №26 г. Нальчика (МБОУ СОШ№26) на 2011–2015 г. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития учащихся и особенности организации кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, основные планируемые конечные результаты, критерии.
Анализ показывает, что у выпускников школ слабо сформированы экономическое мышление и качества личности, необходимые для жизни и деятельности в условиях рынка. Школа должна помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, свое человеческое начало, выработать положительную систему мировоззрения, сформировать экономическое мышление и качества личности, ее социализации.
В процессе реализации Программы в рамках деятельности школы предполагается развитие модели школы нового типа с профессиональной ориентацией в современных условиях, которая всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, ознакомление школьников с принципиальными основами новейших технологий, использовании компьютеров и наряду с этим расширение художественно-прикладного начала, комплекса хозяйственно-бытовых знаний и умений.
В разработке Программы использованы следующие нормативно – правовые документы:
- Конвенция о правах ребенка
- Законы РФ и КБР "Об образовании"
- Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
- Федеральная целевая программа «Дети Росси»
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
- Устав МБОУ "СОШ № 26"
- ФГОС второго поколения
РАЗДЕЛ II. Информационная справка.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №26» г. о. Нальчик, Кабардино-Балкарской РеспубликиРHhhhhhhh ориентирована на обучение и воспитание учащихся, а также развитие их физиологических, психологических, интеллектуальных особенностей, образовательных потребностей, с учетом их возможностей, личностных склонностей, способностей. Каждый учитель способствует становлению учащегося как будущего члена развивающегося общества, так как основу качественной определенности современного человека составляют инициатива, деловитость, предприимчивость, стремление к инновациям и поиск возможности реализовать собственный творческий потенциал. Это достигается путем создания благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного и физического развития каждого учащегося.
Управление школой осуществляется на основе демократии, гласности, самоуправления. Непосредственное управление педагогическим процессом реализует директор школы и его заместители по учебной и воспитательной работе, при участии Попечительского совета школы и Управляющего Совета школы.
1. Общая характеристика школы.
Год ввода в эксплуатацию: 1980 год.
Адрес школы: КБР, г.Нальчик, ул. Нарткалинское шоссе, 167.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности: А, № 243074 дата выдачи 10.04.2007г. срок действия до 10. 04.2012г.
Государственная аккредитация: свидетельство АА 150825, рег. №350 от 27 декабря 2007г.
Государственная регистрация юридического лица: № 1020700758540, 15 февраля 2001г. ИФНС России по г. Нальчик, КБР.
Проектная мощность: 200 человек (11 классов-комплектов)
Реальная наполняемость: 205 человек (11 классов-комплектов)
2. Характеристика учителей.
Наиболее важным направлением деятельности педагогического коллектива является создание пакета образовательных программ, предназначенных для потребителей: учеников и родителей. В них определяется особенность образовательного маршрута ребенка, при прохождении которого он выходит на определенный уровень образованности. В школе осуществляется обучение по следующим программам:
- I. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА.
- 1. Программа «Перспектива»
- 2. Традиционная система (2-4).
- 3. Система традиционного обучения с 7 лет (1-4) с элементами
программ Л. Петерсон.
- II. Основная школа.
Традиционная (базовая) (5-9 классы).
- III. Полная средняя школа.
Традиционная (базовая) – (10-11 классы).
Дополнительное образование осуществляется по следующим программам:
КРУЖКИ:
- 1. Художественная вышивка.
- 2. Теннис.
- 3. Вокал.
Администрация школы.
Директор школы: Бегиев Замир Ауладинович –руководитель I категории, учитель истории и обществознания I категории.
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе:
Абидова Р.А.- руководитель I категории, учитель химии – высшей категории.
Заместитель директора
по воспитательной работе: Срукова Людмила Михайловна - руководитель I категории, учитель математики I категории.
В 2010-2011 учебном году в МОУ «СОШ №26» г. Нальчика количественный состав педагогических работников составил 20 учителей, 6 воспитателей,1 музыкальный руководитель, 1 педагог- психолог, 1 социальный педагог, 1 библиотекарь-совместитель.
Численность и образовательный уровень сотрудников школы на конец 2010-2011 учебного года показаны в таблице:
Кол-во пед. работ ников |
Образование |
Категории |
Стаж работы |
||||||||
Высш. |
Н/высш. |
Ср.спец. |
Выс шая |
1 кат. |
2 кат. |
без кат. |
До 5 лет |
5-10 |
10-20 |
Свыше 20 |
|
ИТОГО: 24 |
15 |
2 |
7 |
3 |
8 |
9 |
4 |
4 |
4 |
6 |
10 |
3. Характеристика учащихся.
В 2010-2011 учебном году функционировало 3 группы в 0 ступени (дошкольное звено) и 11 классов 1-3 ступеней обучения. По ступеням образования картина такова:
Ступень обучения |
Реализуемая программа |
Количество детей |
0-вая (дошкольное звено) |
«Детство» |
Младшая группа Средняя группа Подготовительная группа- Всего 65 |
Первая |
Общеобразовательная |
76 |
Вторая |
Общеобразовательная |
97 |
Третья |
Общеобразовательная |
20 |
Итого |
193+65 |
Таким образом, количество детей в ОУ в 2010-2011 составляло 205 +70 человек.
Дошкольным звеном выпущено 14 воспитанников. Учебный год успешно закончили 193 учащихся 1-3 ступеней обучения. В течение года выбыло 4 учащихся.
Окончили учебный год на «отлично» 15 учащихся 2-11 классов:
- в 2-4 классах – 5 уч-ся
- в 5-9 классах – 10 уч-ся
- в 10-11 классах – 0 уч-ся
Окончили учебный год на «хорошо» 50 учащихся 2-11 классов:
- в 2-4 классах- 20 уч-ся
- в 5-9 классах – 23 уч-ся
- в 10-11 классах -7 уч-ся
Удовлетворительно закончили учебный год 124 учащихся 2-11 классов:
- в 2-4 классах- 59 уч-ся
- в 5-9 классах-56 уч-ся
- в 10-11 классах- 13 уч-ся
В целом же итоги учебного года в сопоставленных показателях с предшествующим периодом даны в таблице.
Учебный год |
Число уч-ся на конец года |
Успеваемость, % |
Качество знаний, % |
Число второ- годников |
|
2003-2004 |
254 |
98.8 |
48.8 |
3 |
|
2004-2005 |
228 |
96 |
48 |
2 |
|
2005-2006 |
233 |
96.2 |
37.5 |
7 |
|
2006-2007 |
219 |
98,1 |
36,5 |
1 |
|
2007-2008 |
202 |
89 |
27 |
1 |
|
2008-2009 |
196 |
100 |
32 |
0 |
|
2009-2010 |
193 |
100 |
34 |
0 |
|
2010-2011 |
205 |
100 |
36 |
0 |
|
- 4. Состояние материально-технической базы:
- Общее кол-во кабинетов - 14
- из них для начальной школы – 4
- количество групп дошкольного образования (если есть) - 3
- кабинетов иностранного языка - 1
- родного языка - 2
- кабинетов для занятий - 11
- игровых комнат - 0
- читальный зал (посадочных мест) - 8
- Укомплектованность библиотеки:
- общий фонд учебников - 1243 томов
- фонд художественной литературы - 1573 томов
- периодические издания текущего года - 7 (кол-во наименований)
- Столовая:
- количество посадочных мест - 60
- Кабинет школьного врача - 2
- его оборудование – кварц. лампа – 1, шкаф для хранения лекарственных препаратов - 2, кушетка -2, весы – 1, прививочный столик -2, холодильник-1.
- Оснащение ОУ оргтехникой:
- аудио, видео - 5 шт.
- персональных компьютеров - 15 шт.
5. Особенности воспитательного процесса.
Воспитание как процесс целенаправленного содействия максимальному развитию личности школьника, освоению им культуры общества, способствующий самореализации растущего человека, может происходить в разных сферах: это воспитание в семье и воспитание средствами массовых коммуникаций, и воспитание на национальных традициях, и воспитание в системе внешкольных учебно-воспитательных учреждений, и воспитание различными отраслями культуры.
В школе сложилась система внеучебной воспитательной работы, в которой большое место отводится традиционным мероприятиям, таким, как:
- Праздник первого звонка; День знаний и День государственности КБР;
- День учителя и самоуправления;
- Праздник осени;
- День пожилых людей;
- Новогодние утренники, огоньки, дискотеки;
- Предметные недели;
- Празднование года семьи;
- Международный математический конкурс «Кенгуру»;
- Международный конкурс–игра по русскому языку «Русский медвежонок».
- Встречи с ветеранами ВОВ и уроки мужества, посвященные дню Победы;
- День здоровья
- Праздник последнего звонка;
- День защиты детей;
- Выпускной вечер.
- День России.
Основной целью внеучебной воспитательной работы школы является гармоническое развитие личности учащегося с учетом его возраста, интеллекта и интересов, а также выявление и раскрытие природных способностей каждого ученика.
Для этого в школе открыли кружки и секции:
- Рукоделие;
- Теннис.
- Вокал
Все секции и кружки готовят учащихся городских соревнованиях и выставках, занимая призовые места.
Системный подход к воспитательной работе в школе дает положительный результаты. На учет ПДН не было поставлено ни одного учащегося нашей школы.
В школе организована работа по профилактике правонарушений, наркомании, алкоголизма и табакокурения. Приняты общешкольные программы по данным направлениям, организованы лекции специалистов по данным вопросам.
РАЗДЕЛ III. Аналитико – прогностическое обоснование.
Необходимость разработки данной Программы развития определяются из анализа (в т.ч. анализа проблем) как внешних, так и внутренних факторов. Под проблемой понимается несоответствие между желаемыми и фактическими результатами, устранение которого не имеет готового способа действия (А.М. Моисеев).
3.1. Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
- удалённостью от культурного центра;
- значительным количеством малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;
- низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;
- несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной грамотности населения;
Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор наиболее оптимальной модели школы.
3.2.Социальный заказ и ожидаемые результаты.
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
- государство (Россия, Кабардино-Балкарская республика которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и ДО;
- учащиеся;
- их родители;
- педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
- оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
- усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;
- обеспечение условий для развития и становления личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
- совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;
- информатизация образовательного процесса, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
- начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы;
- интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
- формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
- сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
- было интересно учиться;
- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
- была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;
- имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития.
Таковыми являются:
- модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса в школе;
- создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
- создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
- внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
РАЗДЕЛ IV. Концепция желаемого будущего состояния школы.
Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, то есть выявления потенциальных "факторов роста", "факторов развития", которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:
- сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитания учащихся в течение трёх лет;
- неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;
- определенный контингент учащихся.
Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования новой модели школы.
Главная идея, положенная в основу концепции – формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.
Стратегическая цель – преобразовать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путем введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка, к полноценному и эффективному его участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества.
Модельное представление школы. Мы видим школу как массовое среднее общеобразовательное учреждение, обеспечивающее эффективное физическое развитие ребенка, обладающее развитой школьной информационной сетью и системой дополнительного образования, позволяющим школьнику найти себе занятие здесь по своим интересам. Предполагается создание механизмов, обеспечивающих реализацию преемственности образовательных программ дошкольной и начальной школьной ступеней образования, теоретической основой которых является Концепция дошкольного воспитания (одобренная коллегией Госкомитета по народному образованию 16.06.1989г. №7/1) и Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное школьное звено) (одобрена и утверждена Федеральным координационным советом по общему образованию Минобразования России 17.06.2003г.), Президентская инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения.
В результате выполнения Программы школа перейдёт на новую ступень использования информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе, которая предполагает использование современных учебных ресурсов (что необходимо для полноценного участия в информационном обществе), создание условий для активной самостоятельной работы учащихся, гибкую организацию процесса учения. В итоге это должно обеспечить достижение большинством учащихся ОУ (независимо от статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни. Теоретической основой предлагаемых преобразований является Концепция развития единой образовательной информационной среды (утверждена правительством РФ в 2001г.), Президентская инициатива «Наша новая школа», ФГОС второго поколения.
Мы предполагаем, что у каждого учащегося школы будет индивидуальная карта развития (портфолио) для обеспечения индивидуального подхода к развитию каждого учащегося на основе методико – психолого – педагогического изучения детей на каждом возрастном этапе и фиксирования его достижений.
Идея развития школы, высказанная педагогическим коллективом, созвучна с основными направлениями модернизации образования в РФ и Мегапроекту «Развитие образования в России. Среднее образование», находится в соответствии с рекомендациями августовских городской и республиканской конференций работников образования.
Мы считаем, что выпускник нашей школы должен обладать следующими качествами.
Модель выпускника бюджетного образовательного учреждения
"Средняя общеобразовательная школа № 26"
Направления |
Критерии |
||
Начальная 1 – 4 |
Основная 5 – 9 |
Средняя (полная) 10 – 11 |
|
Гражданские качества |
- знание своих прав и обязанностей; - долг и ответственность перед семьей и школой; - осознанность своих поступков; - патриотизм; - правдолюбие |
- знание своих прав и обязанностей; - любовь к родному городу, республике; - любовь к природе, охрана ее; - уважение к традициям народа; - иметь свое мнение, уметь принимать решение, независимость убеждений |
- знание своих прав и обязанностей, умение их отстаивать; - активная гражданская позиция; - умение ориентиро-ваться в общественно-политической жизни страны; - принципиальность; - патриотизм; -воспитание национального самосознания -критическое мышление -участие в молодежных организациях и движениях, детско-юношеских объединениях творческой и научной направленности |
Нравственные качества |
- понятие чести, достоинства; - выдержка; - умение жить в коллективе; - взаимопонимание и взаимовыручка |
- доброта; - милосердие; - взаимовыручка; - честность; - порядочность; - понимание другого человека; - уважение к старшим; - здоровый образ жизни; - уважительное отношение к чужому труду; - гуманизм; - любовь к школе; - обязательность |
- гуманизм; - честность; - бескорыстность; - справедливость; - трудолюбие; - самоуважение; - порядочность; - доброжелательность; - толерантность |
Интеллектуальные способности |
сформированный запас ЗУН; - использование ЗУН на практике; - понимание, что учеба – это труд. |
сформированный запас ЗУН; - использование ЗУН на практике; учеба – это труд. - умение анализировать; - самостоятель- ность мышления; - любознатель- ность; - способность к самообразованию. |
- эрудированность; - умение применять знания в жизни; - владение новыми технологиями; - творческий подход к делу; - самокритичность; - способность к самосовершенствованию
|
Общая культура |
- приобщение к ценностям своего народа, традициям, обычаям; - чувство прекрасного; - внешний опрятный вид |
- культура поведения; - приобретение навыков этикета; - приобщение к художественным ценностям; - знание норм морали; - уважительное отношение к прошлому |
- владение нормами морали и культурного поведения; - знание общечеловеческих ценностей; - культура общения; - культура умственного труда - использование обучающимися при решении типичных социальных проблем нравственных моделей поведения, ориентированных на благо человека, семьи, общества |
РАЗДЕЛ V. Стратегия и тактика перевода школы в желаемое состояние
Приоритетные проблемы и структурирование их.
Исходя из поставленной цели, выдвигаются следующие группы задач, связанные с дальнейшим развитием школы.
Кадры.
Создавать условия для творческой работы и для роста профессионального мастерства учителей через курсовую и межкурсовую переподготовку.
Совершенствовать систему поощрения творчески активно работающих сотрудников.
Создать комфортные здоровьесберегающие условия для повышения профессионального мастерства, через обеспечение оптимальной нагрузки, совершенствование методической работы.
- создание психологических комфортных условий;
- формирование нового профессионального мышления.
Материально – техническая база.
Совершенствовать качество системы образования, оснащая кабинеты наглядными, раздаточными, дидактическими материалами, пособиями и другими интерактивными средствами.
Систематизировать работу методической службы, знакомя учителей новейшей литературой, методическими пособиями, разработками, технологиями.
Реконструировать здание школы, построить пристройку для бухгалтера.
Формирование физически здоровой личности.
Укрепление физического, психологического и духовного здоровья учащихся.
Поддержка вариативных дополнительных образовательных и досуговых программ, способствующих здоровому образу жизни.
Повышать квалификацию педагогических кадров школы по организации работы, связанной с оздоровлением учащихся.
Совершенствовать организацию питания учащихся.
Координирование действий школы и семьи в организации различных форм работы по пропаганде здорового образа жизни, формированию стереотипов поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
Оптимальная организация учебно – воспитательного процесса.
Совершенствовать учебные планы и программы по предметам.
Развивать взаимодействия учебных дисциплин на основе межпредметных связей.
Осуществление целостной системы развития национального самосознания учащихся на базе языковой национальной среды и методом "погружения" в культурную национальную среду.
Формировать у учащихся понимание многообразия, взаимовлияния и взаимостимулирования развития разных культур народов, населяющих территорию РФ и всего мира через национальные традиции, обычаи народов в соответствии с Законом РФ "О языках народов РФ".
Возрождать традиции общественного воспитания, нравственного кодекса, национальной педагогики, учитывая историко-культурное своеобразие региона, его определенных социально-экономических условий.
Создание наиболее благоприятных условий по удовлетворению потребностей личности в образовательной подготовке, получении знаний, необходимых для экономического и социального развития, а также индивидуального и культурного самовыражения личности в обществе. Воспитательная работа должна стать организованным процессом формирования и принятия гуманных, социально одобряемых ценностей и образов гражданского поведения. Поэтому мы стремимся, чтобы наша школа стала «вторым домом детей, в котором хорошо, комфортно и интересно каждому ребенку».
Развитие творческих способностей учащихся.
Привлекать учащихся к творческим конкурсам, олимпиадам, соревнованиям, интеллектуальным марафонам, выставкам вне стен школы.
Создать творческую атмосферу в школе путем введения факультативов, кружков, музейно-экскурсионных работ.
Модулировать учебно-воспитательный процесс как систему, помогающую саморазвитию, самоопределению личности.
Организовать публикацию творческих работ учителей и учащихся в методических изданиях и в местной прессе.
Развитие школьного самоуправления учащихся.
Разработка локальных актов по ученическому самоуправлению.
Выявление реальных потребностей учащихся, трансформирование этих потребностей в содержание деятельности.
Организация деятельности органов ученического самоуправления. Подведение итогов работы, анализ ее результатов.
Система взаимодействия и сотрудничества с семьей.
Формировать систему педагогических лекториев, индивидуальных консультаций с психолого-педагогической и валеологической службами, тематических родительских собраний, дней "открытых дверей", общешкольных собраний, конференции отцов.
Повышение психолого-педагогических знаний родителей через курсы, лектории, конференции, открытые уроки, групповые мероприятия, индивидуальные консультации.
Вовлечение родителей и общественности в учебно-воспитательный процесс через
- родительские собрания;
- организации кружков, секций, клубов, совместные творческие дела;
- помощь в укреплении материально-технической базы;
- индивидуальное шефство над неблагополучными семьями.
Участие родителей и общественности в управлении школой через:
- Управляющий Совет школы;
- родительский комитет;
Основные направления деятельности,
направленные на улучшение учебного процесса.
1. Работа по преемственности детского сада и начальной школы и основной, основной и средней:
- совещание при директоре "Итоги контроля в 5-х классах";
- "круглый стол" с сотрудниками ДОУ №62 «Ручеек» по проблемам преемственности в начальной школе;
- проблемы адаптации учащихся 10 классов (совещание при директоре).
2. Совершенствование системы программного дополнительного образования:
- открытие предметных кружков: музыки, пения, информатики, иностранного языка;
- привлечение учреждений дополнительного образования (ДЮСШ, ЦДТ);
3. Дифференциация обучения школьников по различным направлениям учебных планов. Углубление и профилизация:
- создание портфолио, диагностика склонностей и способностей учащихся 4, 9 классов;
- мониторинг уровня обученности, мотивации, тревожности в 9, 10 классах.
4. Работа с одаренными детьми. Школьные олимпиады, смотры, конкурсы:
- работа по программе "Одаренные дети";
- школьный тур предметных олимпиад.
5. Подготовка и проведение итоговых контрольных работ, итоговой аттестации учащихся:
- подготовка текстов контрольных работ для 1-3, 5-8, 10 классов;
- подготовка ЕГЭ;
- подготовка билетов практических заданий для устных экзаменов в 9, 11 классах;
- организация консультаций;
- проведение линеек, родительских собраний;
- изучение нормативной документации.
6. Организация совместной деятельности школы и ВУЗа, направленное на улучшение подготовки абитуриентов в высшие учебные заведения:
- организация встреч учащихся выпускных классов с преподавателями и студентами ВУЗов;
7. Профориентационная работа:
- элективный курс «Мой выбор»
- беседы о профессиях на уроках;
- встречи с родителями разных профессий;
Основные направления воспитательной работы:
- гражданско – нравственное;
- формирование положительных привычек;
- познавательная деятельность;
- художественная деятельность и эстетическое воспитание;
- трудовая деятельность;
- оздоровительная работа.
Взаимосвязь с родителями и общественностью.
Организация работы общешкольного родительского комитета.
Организация работы Попечительского Совета школы.
Общешкольные родительские собрания:
- профилактика правонарушений среди несовершеннолетних;
- итоговая аттестация. Подготовка к новому учебному году.
Классные родительские собрания.
Включение родителей в совместную деятельность по проведению каникул, праздников.
На основе диагностики и мониторинга деятельности педагогов, учащихся и родителей в начале и конце каждого учебного года проводится анализ результатов, достигнутых в ходе реализации Программы, корректирование.
Направления деятельности.
На 1 ступени – начальная школа:
- центральное внимание уделяется общему развитию, сохранению и укреплению здоровья детей;
- обновление и коррекция учебных программ с учетом перехода на четырехлетнее обучение;
- тесная связь учителя с семьей;
К моменту окончания начальной школы обязательными являются выполнение государственных стандартов образования, а также сформированность положительного отношения к учебе (мотивационная готовность), достаточно высокий уровень произвольного поведения, что означает умение включаться в задание, выполнять задачу, планировать свои действия, выполнять их по правилу и контролировать развитие способности к адаптации в новых условиях, овладение учениками доступными им способами и навыками освоения учебной программы.
На 2 ступени – основная школа:
- сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни);
- формирование прочных, устойчивых, глубоких знаний основ наук;
- повышение мотивации обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и индивидуальных способностей;
- формирование коммуникативных и начало вырабатывания рефлексивных навыков;
- выявление способностей и наклонностей воспитанников, с целью выбора дальнейшего профиля обучения;
- дифференцированная работа с родительской общественностью;
- работа классного руководителя с индивидуальной папкой развития учащегося совместно с учителями – предметниками, родителями;
- вовлечение учащихся в кружки и секции по интересам на базе школы и учреждений дополнительного образования.
В основной школе сохраняется и продолжается индивидуальная папка развития учащегося, проводятся мониторинг физического развития, осуществляется индивидуальная и дифференцированная помощь детям. Дети активно включаются в органы школьного самоуправления.
На 3 ступени – средняя школа:
- формирование научного стиля мышления, который являясь устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования;
- развитие потребности к самосовершенствованию, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- социальная и предпрофессиональная адаптация;
- установление непосредственных контактов с преподавателями ВУЗов;
- завершение работы классных руководителей с индивидуальной папкой развития учащихся;
- организация и работа в органах ученического самоуправления.
В итоге должны быть обеспечены:
- усвоение государственных стандартов образования в условиях разноуровневого обучения в старших классах;
- профессиональная ориентация;
- приобретение знаний для продолжения образования;
- социализация выпускника, включение в активную деятельность ученического самоуправления.
План действий по реализации Программы.
Обеспечить сохранение единой системы с целью получения среднего общего (полного) образования с учетом запросов учащихся и социального заказа.
Изучение социального заказа родителей
Совершенствование системы компьютерного обеспечения деятельности школы
Внедрить в УВП здоровьесберегающие технологии
Внедрить и развивать инфраструктуру медицинского обслуживания и оздоровления учащихся и педагогов
Вести учет детей от рождения до достижения 18 лет
Разработать концепцию развития школы на период 2011/2015 годы.
Разработать программу преемственности образования на каждой ступени обучения
Разработать программу психологического сопровождения реализации Программы развития школы
Разработать программу работы библиотеки в соответствии с Программой развития
Сформировать банк данных и обобщения передового опыта в методическом кабинете школы
Обеспечить выполнение программы "Одаренные дети"
Организовать курсы для родителей "Психолого – педагогические основы воспитания в семье"
Организовать разработку и внедрение индивидуальных папок (портфолио) развития ребенка
Обеспечить выполнение законодательства по защите прав ребенка, предупреждению детской преступности и правонарушений, противодействия негативным социальным процессам, реализация комплексно – целевых программ:
- Профилактика и предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних
- Профилактика вредных для организма явлений
- Навыки жизни
- Путь к здоровью
Организовать разработку и внедрение активных форм психолого– педагогического сопровождения, профилактики школьной и социальной дезадаптации учащихся
Расширить участие родительской общественности в образовательном процессе:
- родительские комитеты
- Попечительский Совет
Продолжить практику сотрудничества служб по социальной адаптации учащихся
- школа
- инспекция ПДН
- инспектор защиты прав ребенка
Создание условий для самореализации детей в системе внеурочной деятельности
Продолжить традиции школы, участие в традиционных районных акциях
Организация и обеспечение деятельности органов ученического самоуправления
Обеспечить социально – правовые гарантии для педагогов соблюдения охраны труда и техники безопасности
Разработать план повышения квалификации и аттестации педагогов и обеспечить его выполнение
Укрепить связь с методкабинетами ИПК и ПРО КБГУ с целью совершенствования учебно-воспитательной системы
Разработать и реализовать систему мер по самообразованию работников школы
Проведение школьных туров городских конкурсов:
- учитель года
- классный руководитель года
Проведение благотворительных мероприятий с ветеранами педагогического труда
Упорядочить нормативно – правовую базу деятельности школы
Обновить действующую систему контроля, диагностику анализа и регулирования учебно – воспитательного процесса
Разработать механизм привлечения спонсорских, интеллектуальных инвестиций в школу.
Обеспечить выполнение комплексно – целевых программ поддержки и сохранения здоровья детей
Проводить комплексное изучение состояния здоровья учащихся школы
Разработать и обеспечить выполнение программы развития массовых видов спорта в школе
Практиковать проведение Дней Здоровья в школе
Поддерживать деятельность профильного спортивного класса, обеспечивая им условия для тренировок
Управление процессом реализации Программы
Функции управления |
Содержание деятельности |
информационно–аналитическая |
Формирование банка данных о передовом педагогическом опыте, новых исследованиях в области актуальных проблем педагогики, психологии, дидактики и т.д., научно – методического материала о состоянии работы в школе по созданию адаптивной модели. |
мотивационно–целевая |
Определение целей совместно с педсоветом, методическим советом и т.д. по деятельности коллектива и отдельных преподавателей, направленной на реализацию Программы на каждом ее этапе. |
планово–прогностическая |
Совместно с Советом школы прогнозирование деятельности коллектива, планирование организации и содержания деятельности коллектива |
организационно–исполнительская |
Организация выполнения учебного плана, программы, обобщение ППО, осуществление повышения квалификации преподавателей |
контрольно– оценочная |
Осуществление внутришкольного контроля и оценка состояния всех направлений учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой. |
регулятивно-коррекционная |
Обеспечение поддержания системы учебно – воспитательного процесса в соответствии с Программой, устранение нежелательных отклонений в работе. |
Ресурсное обеспечение выполнения Программы.
1. Нормативно – правовое:
- формирование пакета утвержденных комплексно – целевых программ, обеспечивающих создание модели адаптивной школы;
- при необходимости внесение изменений в Устав школы;
- разработка и утверждение документов, регламентирующих формы стимулирования и поощрения результативной деятельности учителей, школьного ученического самоуправления, родительского соуправления;
2. Программно – методическое:
- формирование банка методических материалов, позволяющих обеспечить качественное предметное обучение в разноуровневых профильных и базовых классах; по выполнению государственных программ по предметам;
- разработка календарно – тематических программ;
- разработать требования и рекомендации по работе с индивидуальными папками развития учащихся.
3. Информационное:
- информирование коллектива учителей, родителей, учащихся о характере преобразований в школе.
4. Мотивационное:
- разработать стимулирования результативной деятельности учителей (через формы материального и морального поощрения);
- усилить мотивационную работу среди учеников, родителей и учащихся о необходимости внедрения преобразований в школе.
5. Кадровое:
- обучение на курсах учителей, работающих в условиях инновационного режима;
- подбор и расстановка кадров в соответствии с потребностями и необходимостью;
- курсовая переподготовка учителей.
6. Организационное:
- составить учебный план и расписание для работы;
- подготовить условия для работы с индивидуальными папками развития ребенка.
7. Материально – техническое:
- провести ремонтные работы кровли, подвалов, системы отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации;
- решить вопрос по остеклению и освещению классных кабинетов, обеспечению их новой мебелью;
- организовать пополнение фонда библиотеки учебниками, методической и художественной литературой.
- организовать реконструкцию спортивной площадки, создание базы для оздоровительного лагеря.
Организация и контроль за выполнением Программы.
Координация и контроль за выполнением Программы, администрация школы оставляет за собой. Совет родительского комитета школы анализирует ход выполнения плана, действий по реализации Программы и вносит предложения на педагогический совет по его коррекции; осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы.
Администрация школы ежегодно подводит итоги выполнения Программы на заседании итогового педагогического Совета.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в вк